Мы работаем с ПН по ПТ 11:00-20:00 СБ,ВС 12:00-18:00
Звоните +7 812 405-67-88

Рубрика КИНОДЕКОР. 12 стульев (1971 и 1976)

Рубрика КИНОДЕКОР. 12 стульев (1971 и 1976)

Мы продолжаем нашу рубрику КИНОДЕКОР (предыдущие статьи можно посмотреть здесь ) и сегодня мы хотели бы рассказать Вам об одном из самых любимых фильмов – о кинокомедии «12 стульев» по одноименному произведению Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Начав работать с материалом мы буквально на каждом шагу натыкались на сюрпризы приготовленные нам этим фильмом. Но давайте по порядку.  В 2013 году исполнилось 85 лет роману «Двенадцать стульев» И. Ильфа и Е. Петрова.  Время и место действия: апрель — декабрь 1927 года; Старгород, Москва, Васюки, Пятигорск, Владикавказ, Тифлис и Ялта. Сюжет авантюрного романа позволил тогда еще юному тандему писателей ( а 12 стульев их первый совместный роман) показать жизнь в Советском Союзе со всех сторон и во всех реалиях. Растратчики, приспособленцы, бездарные поэты и журналисты, рестораторы и продавцы, театральные режиссёры, кинорепортёры, метростроевцы, мещане, теневые бизнесмены.  Досталось дефициту, некачественному питанию, жилищному вопросу, бюрократии и качеству дорог. Много ли изменилось с тех пор? 

Откуда же взялся сюжет для столь искрометной комедии?  Оказывается в редакции газеты «Гудок», где совместно работали Илья Ильф, Евгений Петров, Михаил Булгаков и Валентин Катаев, стояли настоящие стулья мануфактуры Гамбса – знаменитого немецкого краснодеревщика 18 века. Шутки ради Катаев предложил двум соавторам сделать эти «непролетарские» стулья героями будущего произведения. Стоит так же отметить, что история самих этих «прототипов» не менее драматична, чем судьба их литературного воплощения. Первым владельцем редакционных стульев был сам Александр Сергеевич Грибоедов. В конце 18 века гамбсовская мебель была символом достатка, благополучия и удобства. Известно, что Пушкин получил гамбсовское кресло в подарок на именины в 1835 году. Фирма принимала участие в воссоздании обстановки Зимнего дворца после пожара 1837 года, ею была изготовлена специальная музейная мебель для Нового Эрмитажа. Мануфактура Гамбса была самой престижным мебельным производством России того времени. После убийства Грибоедова в Тегеране, гарнитур из черного дуба работы Гамбса стал перекочевывать из рук в руки, пока в 1922 году не был экспроприирован Советской властью. В настоящее время последний из сохранившихся стульев украшает музей своего первого владельца А.С.Грибоедова.

Еще одним малоизвестным фактом является то, что прежде чем роман был экранизирован в СССР, за границей в разных странах было сделано 9 экранизаций, в том числе одна из них в Третьем Рейхе.  Первыми в  1933 году 12 стульев экранизировали  поляки. Они  перенесли место действия романа в Польшу и им пришлось придумать свою оригинальную завязку, не связанную с экспроприацией имущества. В дальнейшем этот сюжетный ход заимствовали и другие постановщики, которые переносили действие в свои страны. Среди них Англия (1936), Германия (1938), Италия (1939), США (1945), Швеция (1945), Бразилия (1957), ФРГ и Куба.

Сюжет снятого  в 1938 году в фашисткой Германии фильма «13 стульев» был существенно переработан. Имен Ильфа и Петрова в титрах , разумеется,  нет по идеологическим причинам,  но по сюжетной линии легко определить первоисточник. Судите сами: парикмахер Феликс Рабе и старьевщик Алоиз Хофмайер охотятся за 13 стульями тетушки Рабе, в одном из которых она зашила 100 000 марок. Поиски идут в домах людей принадлежащих к различным слоям общества. Раз за разом герои находят стулья, но те оказываются пусты. Последний стул, который действительно содержит деньги, находится в сиротском приюте, но деньги уже были найдены и старшая сестра приюта приняла деньги за чьё-то благородное пожертвование. Рабе и Хофмайер остались ни с чем, однако вскоре богатеют, благодаря открытому Рабе средству для роста волос. Премьера состоялась 18 октября в Берлине. Стоит отметить, что раз фильм был выпущен на экраны, значит он прошёл немецкую цензуру.

Свои изменения  внесли в произведение и другие режиссеры.  Американцы сняли по роману  криминальный детектив, а бразильцы сделали Остапа Бендера... девушкой - танцовщицей варьете.

Во всех декорациях «12 стульев» снятых уже у нас в 1971 году Леонидом Гайдаем и в 1976 году Марком Захаровым использованы характерные черты интерьеров времен НЭПа. Это деревянная мебель, комоды, буфеты с различными вставками из стекла, тяжелые скатерти с бахромой и местами сохранившиеся дорогие интерьерные ткани и шторы как наследие модерна дореволюционной эпохи. Как такового интерьерного стиля тогда не существовало - это была эклектика, созданная  из того, что удавалось "достать".  Вещи и предметы в интерьере могли никак не сочетаться друг с другом. В полуразрушенной , голодной стране «стулья из дворца» становятся символом обывательской роскоши, к которой в эпоху НЭПа возникает огромный интерес. Образ классических стульев с овальной спинкой так сильно укоренился в сознании граждан советской эпохи, что популярен и востребован по сей день.

В материале использована иллюстрация художника А. А.  Ликучева.