Мы работаем с ПН по ПТ 11:00-20:00 СБ,ВС 12:00-18:00
Звоните +7 812 405-67-88

Рубрика КИНОДЕКОР. Солярис (1972)

Рубрика КИНОДЕКОР. Солярис (1972)

Сегодня в рубрике «Кинодекор» мы рассказываем о фильме великого (не побоюсь этого слова) режиссера Андрея Тарковского – о «Солярисе». Обратимся к Википедии: «Солярис» — драма, снятая Андреем Тарковским в 1972 году по мотивам одноимённого романа польского писателя-фантаста Станислава Лема об этических проблемах человечества через призму контактов с внеземным разумом».
Этот фильм стал причиной ссоры писателя и режиссера. Как досадливо сказал Станислав Лем, после просмотра: "он снял совсем не "Солярис", он снял "Преступление и наказание". Однако искажение авторского замысла не помешало этому фильму взять «Серебряную пальмовую ветвь» и приз экуменического (идеология всехристианского единства ) жюри на кинофестивале в Канне в 1972 году.
"Космос — это не пространство Земли, раздвинутое до пределов космоса, а новое качество. Все должно измениться: и способ оценок, и методы исследования. И потребуется гораздо более высокий нравственный уровень. Поэтому в нашем фильме проблема столкновения с неземной «цивилизацией» возникает как конфликт внутри самого человека от этого столкновения с неизвестным»(Андрей Тарковский. Выступление перед зрителями в Восточном Берлине, март 1973 года).
Вначале на роль Хари была утверждена уже популярная в то время актриса Алла Демидова, но она не смогла справиться с ролью. «Потому что вы нападаете, а не защищаетесь. Вы агрессивны» - комментировал ее работу Тарковский. Позднее на эту роль была утверждена молодая Наталья Бондарчук.
Бюджет ленты составил один миллион рублей. Поскольку каждый метр пленки был на счету, приходилось многие планы снимать с одного дубля после тщательных репетиций. На приобретение дополнительных метров т позднее будут использованы командировочные в Японию, где группа снимала проезды по автострадам «городов будущего».
Декорации к фильму были созданы прекрасным художником, другом Тарковского, Михаилом Ромадиным. Тарковский не терпел бутафории, добиваясь от каждой детали образа. Визуальный ряд картины прост и не отвлекает от сосредоточенности на мысли и чувстве. Это распространяется на декорации и на костюмы персонажей. "До меня в «Солярисе» работала другая художница по костюмам. Она предложила Андрею костюмы, так называемых, перспективных моделей, например, необычные башмаки на толстой подошве с бульдожьими носами, - рассказывала в интервью художник по костюмам фильма Нэлли Фомина - Андрей отказался от работы с этой художницей. Он сразу сказал, что мы не будем делать никаких фантазийных костюмов, потому что через несколько лет над ними будут смеяться. Моё решение «космических» образов было таким: на совершенно обычные костюмы были пришиты лишь некоторые детали от реальных костюмов космонавтов. Таким образом, была подчеркнута принадлежность к космосу, но в то же время, мы избежали каких-то придумок».
Цветовая гамма костюмов и декораций не случайна. Это цвета земли, неба и солнца. Платье Хари графично по дизайну и включает в себя оттенки желтого цвета Соляриса. В одном интервью Наталья Бондарчук (Хари) сказала: «Во что одета Рея (героиня "Соляриса" Содерберга), я вообще не помню. А наше платье вы запомните навсегда". Эти цвета прекрасно контрастируют с отражающим белым и жемчужно-серым. Белый — это отсутствие цвета, абсолютно стерильная атмосфера космоса, а серый - цвет стальной обшивки космического корабля.
Образ самого Океана заменила снятая методом многократного увеличения химическая реакция. Виртуозная операторская работа и музыка Артемьева вдохнули в ведро с ацетоном и алюминиевым порошком незримое присутствие Разума.
«Солярис» оказался самой благополучной картиной в творчестве Тарковского - одной из наиболее зрительских. Она имела широкий прокат и, может быть, поэтому Тарковский был наиболее равнодушен к ней. На момент сдачи картины Тарковский уже обдумывал свой следующий фильм. Министром кинематографии стал Филипп Ермаш, и именно он из нескольких заявок выбрал сценарий Тарковского под названием «Белый, белый день», который мы с вами знаем как «Зеркало» …